В. А. Малышев
Цепочки качественной сложности
Введение
Данная книга должна была быть написана хотя бы потому, что я нигде не видел ничего похожего. И это несмотря на то, что в ней идет речь о самом обычном – повседневной жизни. Но самое обычное скрывает тайну. Тайну, которую никто не видит. Эта тайна связывает повседневность с более известными тайнами.
Например с тайной смерти – что мы делаем потом, после жизни, и делаем ли? Одни еще не задумывались над этим, другие махнули на это рукой, третьи упорно ищут ее разгадку: от биологической химии до мистики. Тавтология, что тайна смерти есть одновременно тайна жизни. Наука считает, что смерть запрограммирована в нас. Давайте продолжим этот тезис.
Пусть так, но тогда и жизнь тоже запрограммирована. Но почему-то явно или неявно принимается, что только биологический уровень жизни запрограммирован. «Гордыня» человека оторвала его Я от биологического уровня. «Мы – свободно мыслящие существа» – говорим мы себе. Но так ли уж
свободно ? Обдумывание этого приводит в центр своего Я, и также – в центр многих мистических учений. И становится понятным, что мы стоим перед альтернативой : либо все в нас запрограммировано и тогда мы просто «роботы», либо с помощью своего разума можно себя распрограммировать. Но что значит
себя? Какую часть себя? Может и биологический уровень можно распрограммировать с помощью разума ?
Понимание основных описываемых здесь идей, лежащее всегда глубже словесного уровня, стало ясным довольно быстро, но очевидная необходимость его выражения и его согласования с жизнью слов приводила к постоянной переработке и оказалось весьма медленным.
Взаимоисключающие требования к изложению привели к тому, что основные части этой книги оказались где-то между естественно-научной, философской и «аутотреннинговой» литературой.
Естественнонаучной – так как при написании я чувствовал всегда давление своей профессии, старался не впадать в мистику, быть максимально логичным и ясным, приводить примеры из науки. Однако математическая и даже физическая строгость остались невозможными, я бы сказал даже они были бы вредны, так как увели бы далеко от существа дела и даже, будучи осуществлены, привели бы к неимоверному увеличению объема.
Что же касается философии, то основная моя цель была бы примирить «научную» философию с «мистической». И их обе – с философией повседневной жизни, нашим здравым смыслом. Идея цепочки позволяет легко понимать, переводя на этот язык, мистическую литературу. В качестве примера я выбрал
Гурджиева и Успенского (поэтому я их цитирую чаще других). И начал читать их я просто для восполнения своей эрудиции. Однако при чтении я обнаружил, что легко понимаю их. Понимаю, что они хотели сказать, переводя на свой язык и чрезвычайно быстро прочитал часть их работ.
Связь с аутотреннинговой литературой также будет очевидной – я сторонник философии для сейчас, того, что философия должна служить базой для экспериментов со своим сознанием.
Предъявление нового глобального взгляда потребовало смелости – общепринято, что ученый должен заниматься своей узкой областью, а об остальных только в столовой разговаривать.
Некоторые общие принципы
Это для тех нетерпеливых, кто хочет заглянуть вперед или знать все сразу.
В книге речь будет идти об иерархиях – истинных и ложных, естественных и противоестественных. Одни из них хорошо известны, другие гораздо меньше. Вся наша жизнь пропитана ими. Они есть там, где мы даже о них не подозреваем. Без иерархий мир не мог бы существовать. Человек без иерархии ценностей продаст все за тридцать серебренников.
Простейшей из известных иерархий является иерархия общности. Так цепочка : мой ангорский кот –ангорский кот – кот – семейство кошачьих – млекопитающие – живые организмы, дает пример такой иерархии общности. Иерархия общности принадлежит не только науке , но, в менее явном виде, постоянно отражается в языке, причем у разных народов по-разному.
Другой пример иерархий – шкалы. Например в физике: субатомная, молекулярная, астрономическая.
Хорошо известны социальные общественные иерархии, управленческие и организационные структуры, Л.Н. Гумилев открыл для нас этнические иерархические структуры. Наука организована по иерархическому принципу, а значит и та часть неживой и живой природы, которую она описывает. Математика и логика иерархичны, а значит и интеллектуальная, логическая, рассудочная часть нашего мышления. Однако в книге гораздо больше нас будет интересовать иерархическая структура нашего неформального мышления, наших чувств и ощущений, нашего поведения в жизни.
И тем не менее эта книга не об иерархиях – она о том, что в них является самым важным и единственно нужным. Это нечто и будет выявлено на разных примерах. Среди огромного разнообразия этих иерархий мы выделяем «существенные», связанные с «качественной» стороной явлений. Простые «количественные»
иерархии нас интересовать не будут, несмотря на высказывание А. Уотса, что «каждый христианин и каждый иудей представляет себе вселенную как монархию», то есть как иерархию. Здесь мы будем говорить о субъективных иерархиях, которые плывут в индивидуальном времени каждого человека, которые надо не представлять, а ощущать и чувствовать. Логическое мышление и образы только немного помогать будут, не более того.
Основным ( и, фактически, единственным) понятием всей книги является понятие цепочки (или структуры) качественной сложности. Это понятие становится явным из многих примеров.
Цепочка образована уровнями качественной сложности. Качественной сложностью называется длина цепочки. Уровень не имеет абсолютного смысла. Нельзя сказать, какой из них лучше или хуже, к ним неприменимы категории добра и зла. Уровни имеют смысл только когда речь идет об их развитии во
времени, когда мы рассматриваем их в динамике. Важно лишь то, что переход на следующий уровень –неалгоритмическая задача, «качественно» сложная. Но мы всегда хотим сделать ее проще.
Нумерация уровней, иногда мы говорим о высоких и низких (или глубоких) уровнях, условна. Нет ни низа ни верха, ни лучшего ни худшего, есть только упорядоченность, прямой и обратный порядок не различаются. Тем не менее субъективно порядок часто различим: верхние слои – это те, которые вообще не могут без нижних, нижние же без верхних имеют короткую жизнь и чередуются хаотически с низкими уровнями других цепочек.
Часто, новые для нас уровни ассоциируются с большей энергией. На «высокий» уровень влезть трудно, но при этом достигается некоторая потенциальная энергия. Упасть с нового верхнего уровня на нижний легче, чем наоборот. Но потом забраться вверх так же сложно, как и до первого попадания туда, если только человек в этой своей цепочке не обладает соответствующей качественной сложностью: способностью быстро перемещаться с уровня на уровень. Это определенный вид энергии, отложенный и хранимый в индивидууме, что требует постоянных усилий. Он может аккумулироваться при попадании на верхние уровни цепочки, но далеко не всегда. Забраться глубоко также сложно, и есть риск, что не выберешься обратно из ямы, и должна быть оставлена энергия для подъема обратно. Без такой оставленной энергии многие остаются или высоко или глубоко на всю жизнь. Таким образом, качественная сложность определяется не тем, на каком вы уровне, а тем, по скольким уровням вы постоянно перемещаетесь. Нужна энергия и для осознанного перехода из одной цепочку в другую.
Длина цепочки также не имеет абсолютного смысла, имеет смысл только говорить о том,что одна цепочка содержит другую.
Качественная сложность сознания вещь субъективная, сознание обладает ей настолько, насколько эту сложность осознает (или не «спит» в смысле Гурджиева, но мое употребление слова спит сильно отличается от того, какое значение придают ему Гурджиев и Успенский).
Цепочки существуют в ансамблях, то есть мы рассматриваем набор цепочек как систему, с взаимодействием между ними. Примеры ансамблей цепочек : индивидуум (точнее, множество всех цепочек в сознании индивидуума ; в его подсознании; в более глубоких слоях личности), социум, этнос. Сознание индивидуума состоит из цепочек, как сам индивидуум из молекул или из клеток. Но если уж говорить на языке физики, цепочки скорее нестационарные квазичастицы, которые возникают и исчезают.
Цепочки и их ансамбли охватывают все сферы жизни и взаимодействуют между собой. Цепочки упрощаются и усложняются, исчезают и возникают, соединяются в структуры.
Развитие цепочек, то есть увеличение качественной сложности, требует энергии: недовольства собой (внутри индивидуума), терпимости и адаптации при взаимодействии с другими индивидуумами.
Но как и зачем развивать качественную сложность? На вопрос «зачем» книга отвечает так: потому что это и есть цель жизни. И доказывает это. Вопрос «как» значительно более сложен и подход здесь должен быть максимально индивидуален.
Философия для «сейчас»
Л.Н. Гумилев задает вопрос : «Рожденное живет и умирает, а сделанное переживает своих создателей ... Но ведь люди живут на Земле не для того,чтобы создавать памятники для будущих археологов. Не так ли?» Да, не так, но и не для наслаждений же? Конечно, чтобы оставить детей, для сохранения самой жизни. Но ведь не только для этого ? Я хотел бы ответить на этот вопрос так: чтобы проявить (или развить) всю ту качественную качественную сложность, которая скрыта в нас. А яркая жизнь и есть это проявление или развитие качественной сложности. В нарисованной им картине всемирной истории сам Л.Н. Гумилев ставит (по крайней мере, эмоционально) в центр событий так называемых пассионарных личностей. Книга и служит призывом искать в себе качественную сложность.
Я не хотел бы, чтобы моя книга была просто абстрактной теорией, хотя и такие книги могут быть полезны. Как сказал Гете: «Мне ненавистно всякое знание, которое непосредственно не побуждает меня к действию и не оплодотворяет мою деятельность». Но, тем не менее, даже развить новый общий язык может оказаться полезным. Многие старые вещи совсем по-иному понимаются, если поговорить о них на другом языке. Например, Ницше раньше действовал на меня чисто эмоционально (между прочим и многих других тоже, например, на Бертрана Рассела), не затрагивая логической части моего мышления. Но на новом языке он совсем иначе воспринимается.
Вспомним как его Заратустра говорил к народу : «Я учу вас о сверхчеловеке. Человек есть нечто, что необходимо превзойти. Что сделали вы, чтобы превзойти его? ... Вы совершили путь от червя к человеку, но многое в вас еще осталось от червя. ... В человеке важно то, что он мост, а не цель... Я люблю того, кто живет для познания и кто хочет познать для того, чтобы некогда жил сверхчеловек...»
Много говорил Заратустра о таком стремлении к верхним слоям одной из цепочек качественной сложности. И многие так его и понимали, отсюда бессовестная критика ничего не понявших (и не читавших его) людей. Надо просто дальше посмотреть, всего на несколько страниц. Где он же говорил и другое: «Я заклинаю вас, мои братья, оставайтесь верны земле и не верьте тем, кто говорит вам о надземных надеждах ! Они отравители,все равно, знают ли они это или нет. Они презирают жизнь... Некогда смотрела душа на тело с презрением ...Так думала она бежать от тела и от земли... »
Так он говорил о сохранении корней, стержня, основы. О сохранении простых и естественных основ жизни, о сохранении всей цепочки качественной сложности.
Но современной демократии несравненно ближе Кант, который писал : «Человек и вообще всякое разумное существо существует как цель сама по себе, а не только как средство для любого применения со стороны той или другой воли; во всех своих поступках направленных как на самого себя ... он всегда должен
рассматриваться как цель». Оба великих мыслителя правы. На нашем языке это означает : конечно, как считал Кант, каждый человек уникален как развивающаяся система цепочек, идущих каждая из своей вселенной. Но не застывшая система, а развивающаяся. А Ницше просто делал упор на развитие
(грезил развитием), развитие качественной сложности.
А на другом конце планеты Вивекананда тоже это понимал: «Можно превратить каждый дом в стране в приют милосердия, можно застроить страну больницами, и все же несчастья человека будут существовать, пока не изменится его природа... Идеал счастья означает прекращение борьбы между человеком и внешним
миром, но это и означает конец жизни». На нашем языке это будет значить, что никакими отдельными слоями цепочек не осчастливишь человечество. Человеку нужно все. И сейчас.
Но чтобы получить сейчас, казалось бы, грабь, воруй, обманывай, стравливай людей, играй с ними. Но, к счастью, жизнь устроена так, что так можно получить только то, что уже знаешь, тот уровень, какой уже имеешь, но невозможно получить никакой качественной сложности, ничего существенно нового.
Увеличить качественную сложность можно только собственными усилиями и страданиями.
Чрезвычайно легко увлечься верхними слоями и забыть другие, презирая также других людей. Идеология фашистской Германии искала такие верхние слои в мистике: может в качестве реакции на презрение со стороны низких слоев – стандартной науки? Любая попытка уйти в верхние слои немедленно встречает
адекватное противодействие глубоких слоев, и наоборот.